Рабочая программа _Музей истории школы_

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музей истории школы» относится к
программам социально-гуманитарной направленности и составлена на основе следующих нормативно-правовых
документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об образовании в РФ» 2. Распоряжение
Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей
до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН
2.4.4.3172-14 ".
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
5. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
6. Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №2.
7. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020г. № ВБ – 976/04 «Рекомендации по
реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных
программ с применением дистанционных образовательных технологий»
8. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
9. Устав учреждения;
10. Положение о структуре и содержании дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

2

Актуальность
История прошлого – это память. В ней наши корни, корни сегодняшних явлений. Невозможно понять современную
жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого, не зная истории своего народа. История хранит в себе опыт
поколений, великие имена, подвиги людей и многое другое. Каждый человек – своего рода открыватель, он идет к старым,
как мир, истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая Родина, со своим
обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать
историю своего города, школы, семьи, свои корни. Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не только ее настоящее,
но и ее прошлое.
Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от устойчивого функционирования системы
воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые
жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился
человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление.
Наша школа имеет богатую и интересную историю и хотелось бы об этом рассказывать поколениям: как учили и
учились раньше и теперь, какие они, учителя и выпускники прошлых лет. А в нашей школе есть о ком рассказывать.
Интересны судьбы выпускников, учителей и директоров. Часть педагогического коллектива – учителя-выпускники этой
школы. Значит, не иссякнет профессия учителя. Мы можем гордиться своими выпускниками: государственными
служащими, медалистами, спортсменами, призерами олимпиад, конкурсов.
Необходимость развития интересов учащихся в области музееведения связана с социальной потребностью общества:
чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, городе, школе, лучших людях – бывших и
настоящих выпускниках школы, тем больше ученик будет чувствовать себя субъектом исторического процесса,
осознавать, что именно он, его родители, друзья, соседи делают историю школы, города, а значит и страны.
Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, способствующей саморазвитию и
самореализации учащихся и учителей в процессе совместной деятельности. Школьный музей способствует созданию
единого образовательного пространства, которое расширяет возможности, развивающие сотворчество, активность,
самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих
воспитательную и познавательную ценность.
Школьный музей призван способствовать формированию гражданско-патриотических качеств, расширению
кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками
3

поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами
дополнительного образования.
Программа музея в условиях общеобразовательного учреждения дает ребенку реальную возможность выбора своего
индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание
условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями безотносительно к уровню успеваемости
по обязательным учебным дисциплинам. Дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники
могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества,
демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В
дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.
Музей является не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого
образовательного пространства. Программа развития музея включает в себя формирование чувства ответственности за
сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства
сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного
пространства, призван быть координатором патриотической, нравственно-духовной деятельности образовательного
учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.
Адресат программы:
Программа рассчитана на учащихся 12-17 лет.
Состав группы 4-6 человек.
Наличие специальной подготовки не требуется.
Режим занятий.
Срок реализации программы – 1 год.
Количество учебных групп – 1.
Группа занимается 1 раз в неделю по 2 академических часа.
Формы организации образовательного процесса
Форма реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школьный музей» традиционная, представляющая собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного года,
4

нацелена на творческую самореализацию учащихся в общеобразовательной школе, индивидуально-групповая, групповая,
с использованием дистанционных технологий.
В ней использованы эффективные формы и методы работы со школьниками и мероприятия, обеспечивающие работу с
одаренными детьми:
- творческие проекты;
- круглые столы;
Формы организации учебных занятий.
По количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая.
По особенностям коммуникативного взаимодействия: лекция с элементами беседы, рассказ, практикум, исследование,
проект, презентации, экскурсии, встречи с ветеранами ВОВ и тружениками тыла, встреча с краеведом.
По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные
формы занятий.
Основные виды деятельности: познавательная, исследовательская.
Перечень форм подведения итогов реализации программы: беседа, мастер-класс, творческий отчет,
презентация, практическое занятие, открытое занятие, творческая работа и т.д.
Особенности реализации программы и место проведения занятий
Программа предназначена для занятий социально-педагогической направленности. Задания по программе
построены на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка
этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья. Занятия проводятся
либо в аудитории (теоретического характера), либо в актовом зале (интерактивные), либо не закреплены за определенным
местом (практические), проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует
рекомендациям СанПиН.
Программа реализуется в течение 1 года, рассчитана на 68 учебных часов в год (1 группа по 2 часа в неделю).

5

Цель программы: духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения,
формирование ценностного отношения к истории школы; развитие исследовательских и творческих способностей в
процессе овладения основами музейного дела и включения участников программы в активную социально-значимую
деятельность школьного музея.
Задачи:
образовательные:
- овладеть основами музейного дела (оформлению документации и материалов музея, используя ИКТ);
- обучить оформлению экспозиционных материалов школьного музея;
- овладеть основами экскурсионной деятельности (методами и приёмами организации и проведения экскурсии,
работы над содержанием экскурсии);
- овладеть навыками подготовки и самостоятельного проведения культурно -массовых мероприятий школьного
музея;
- сформировать навыки научно-исследовательской работы с историческими, краеведческими материалами и
литературными источниками;
- обучить и использовать во всех формах работы музея современные информационные технологии.
Развивающие:
- развить исследовательские способности (видения и постановки проблемы, проектирования алгоритма ее решения,
объективного анализа результатов);
- развить аналитическое мышление, устойчивость внимания, различные виды памяти;
- развить познавательную активность;
- развить наблюдательность.
Воспитательные:
- сформировать у подрастающего поколения чувство патриотизма, интереса и уважения к историческому прошлому
школы;
- сформировать активную гражданскую позицию;
- осознания причастности к судьбе школы;
- сформировать коммуникативные умения и навыки;
- воспитать человека, имеющего устойчивые нравственные и культурные ориентиры;
6

- воспитать музейную культуру: традицию посещения музеев; способность к восприятию музейной информации,
музейных коллекций; умению выделять из окружающего мира предметы музейного значения, имеющие историческую
ценность.
Возраст участников программы: 12 - 17 лет.

Содержание программы
(68 часов в год; 2 часа в неделю)
Организационная работа.
Цели, задачи, участники музейного движения. Целевые программы. Формы участия в движении. Школьный музей как
организационно – методический центр движения в школах города. Организация участия учащихся в городских,
региональных и всероссийских краеведческих программах
Музей как институт социальной памяти
Происхождение музея. Профили музеев. Типы музеев. Специфика школьного музея как центра музейнопедагогической и краеведческой работы в школе. Выбор профиля и темы – важнейший этап в создании школьного музея.
Понятия: музейный предмет – предмет музейного назначения – экспонат. Классификация музейных предметов.
Основные критерии ценности музейного предмета. Уникальный и типичный музейный предмет. Атрибуция – выявление
основных признаков музейного предмета. «Легенда» как способ фиксации сведений о музейном предмете со слов
владельца. Копии музейного предмета. Муляж, макет, модель.
Записи историко-краеведческих наблюдений. Фиксирование исторических событий, точность и историческая
достоверность записей воспоминаний. Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках. Копирование
документов. Правила хранения и использования документов.
Практические занятия: знакомство с краеведческими объектами; фиксирование исторических событий; запись
воспоминаний; работа с первоисточниками; каталогами.

7

Проведение научных исследований активом школьного музея
Экспедиции и краеведческие походы как способ изучения темы и основная форма комплектования фондов. Переписка,
связанная с поисками материалов. Привлечение данных различных вспомогательных исторических дисциплин –
геральдика, нумизматика и др. Подготовка школьных рефератов, сообщений, докладов, а также публикаций статей по
результатам научных исследований.
Фонды школьного музея.
Понятие: фонды школьного музея. Термины: коллекция – фонд – единица хранения. Структура фондов: основной,
научно-вспомогательный, интерактивный. Обменный фонд и фонд временного хранения. Основные направления
фондовой работы: комплектование, учёт и хранение.
Правила оформления текстов для музейной экспозиции
Практические занятия: составление тематико-экспозиционного плана.

Экспозиция школьного музея
Концепция экспозиции школьного музея. Тематико-экспозиционный план и архитектурно - художественное решение
экспозиций. Виды экспозиций: тематическая, систематическая, монографическая, ансамблевая экспозиция.
Экспозиционное оборудование. Основные приёмы экспонирования музейных предметов. Обеспечение сохранности
музейных предметов в экспозиционном использовании.
Музейные выставки: стационарные, передвижные, фондовые.
Практические занятия
Подготовка предложений и проектов: концепции, тематико-экспозиционного плана и архитектурно-художественного
решения, их обсуждение.

8

Работа с аудиторией
Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды
экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных
источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Правила подготовки текстов экскурсий
(обзорная и тематическая). Работа экскурсовода. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение
материалом, этика.
Как вести занятия по экспозициям школьного музея (игра-экскурсия, лаборатория, интервью, викторина). Массовая
работа музея.
Практические занятия: составление текста обзорной и тематических экскурсий, подготовка экскурсоводов; организация
сменных выставок; проведение занятий на основе экспозиции музея.
Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме. Репетиции экскурсий.
Модуль «Музей истории школы»
Школьный музей как источник изучения родного края. История создания школьного музея. Профиль
музея: воспитание нравственности, патриотизма, гражданственности. Фонды и экспозиции школьного музея.
Направления работы школьного музея, исследовательская деятельность. . Изучение истории школы. Школьный музей как
источник изучения родного края. История его образования. Выпускники школы. Основные события в жизни школы.
Практические занятия: поиск документов по истории школы (официальные документы; публикации; запись устных
воспоминаний педагогов и выпускников школы).
Историческое краеведение как наука. Объекты изучения. Общественно полезный характер исторического
краеведения. Записи историко-краеведческих наблюдений. Фонды и экспозиция школьного музея. Общественно
полезный характер исторического краеведения.
Порядок ведения дневника исторических событий. Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и
записывать их воспоминания. Изучение записей воспоминаний, хранящихся в школьном музее. Изучение и охрана
памятников, связанных с историей борьбы нашего народа за свою независимость в годы Великой Отечественной войны.
Практические занятия: фотографирование, зарисовка и паспортизация краеведческих объектов; подготовка пособий и
материалов для школьного музея.
Изучение родного края. Территория и границы родного края. История края. Наш край в годы советской власти; в период
Великой Отечественной войны. Родной край сегодня, перспективы развития. Происхождение названий улиц города.
9

Практические занятия: экскурсии по памятным местам района и города, фотографирование, зарисовки, сбор материалов
для школьного музея; встречи с интересными людьми.

Модуль «Музей боевой славы»
Воспитательное значение военно-патриотической работы. Учителя школы – ветераны и труженики тыла Великой
Отечественной войны. Пропаганда героических подвигов советских воинов в годы Великой Отечественной войны на
примере искитимцев – Героев Советского Союза
Ученики школы –воины – интернационалисты ..
Практические занятия: встречи с тружениками тыла и выпускниками школы довоенных лет – ветеранами Великой
Отечественной войны, запись их воспоминаний; сбор материалов для школьного музея; подготовка временных
выставок, рефератов.
.
Подведение итогов
Как оформлять результаты практических работ кружка. Фотоальбом. Организация отчетной выставки.
Музейная
педагогика
дает
возможность:
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской
деятельности и компьютерному обучению;
- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;
- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
-организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу
в школьном музее и школе.

10

Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории родной школы, села, музейного дела учащиеся
приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируются патриотизм и потребность
сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности.

Учебно – тематический план:
Название раздела

Модуль «Музей «Музей истории Всего
боевой славы»
школы»
4
8
и 4

Организационная
работа
методическая работа
Просветительская работа и экскурсии 20
10
Работа с фондами школьного музея
Поисковая и
исследовательская 4
работа
38

8
10
8

28
20
12

30

68

11

Название
раздела

№
п/п

Организац 1
ионная и
методичес
кая работа 2
3
4

Просветит 5-6
ельская
деятельно
сть
Поисковая 7
работа
Работа с 8
фондами

План работы на 2024-2025 учебный год
Тема занятия
Количество часов по
модулям
Модуль
«Музей
«Музей
истории
боевой
школы»
славы»
Введение. Что такое музей? Инструктаж по 1
технике безопасности и культуре поведения в
музее
Происхождение музея. Типы и профили музеев. 1
Основные направления деятельности школьного 1
музея
Обсуждение плана работы музея. Выбор темы 1
проекта
Консультации по проектам. Оформление работ
Обзорные экскурсии для юных музеологов

Подбор
материалов
для
экспозиции
«Выпускники», «Учителя»
Дополнение
экспозиции
«Выпускники»,
«Учителя»,
пополнение
страниц
сайта
«Виртуальный музей»

1

Форма работы

Лекция,
инструктаж
Лекция, беседа
лекция
беседа
Творческая
работа

1

Экскурсия лекция

1

Поиск
информации
Оформительская
деятельность

1

Формы
аттестации,
контроля

Наблюдение
Творческая
работа

12

Работа с 9-10
фондами

Отбор материалов для экспозиции, посвященной
Дню рождения комсомола

2

Работа с
фондами
Просветит
ельская
деятельно
сть
Просветит
ельская
деятельно
сть
Работа с
фондами

1112
1314

Оформление экспозиции к Дню рождения
комсомола.
Музейный урок. Комсомол в истории школы (для
9-10 классов)

2

1516

1718
1922
Организац 23ионная и 24
методичес
кая работа
Просветит 25ельская
26
деятельно 27сть
28
Методиче
ская
работа

Работа
с
историческими
источниками
Оформительская
деятельность
Устный журнал

Наблюдение

Урок
Памяти,
посвященный
жертвам 2
политических репрессий (9-10). Просмотр фильма

видеоурок

Наблюдение

Оцифровка
материалов.
Воины
–
интернационалисты.
Оцифровка материалов(проекты учащихся по
ВОВ) Публикация на сайте
Разработка заданий онлайн- викторины по
истории школы. Проверка ответов онлайн
викторины, посвящённой Дню рождению школы.
Подведение итогов
Урок Памяти. День неизвестного солдата.
«Солдатский медальон» (для 6-8 классов)
Урок мужества. с Наши земляки – участники
битвы под Москвой
Участие в онлайн викторине, посвящённой Дню
Конституции

2

ИКТ

Наблюдение

4

ИКТ

Наблюдение

викторина

Творческая
работа

2

Устный журнал

Наблюдение

2

Устный журнал

Наблюдение

2

2

Творческая
работа
Творческая
работа

викторина

13

Работа с 29фондами
30
3132
3334
3536
Просветит 37ельская
38
деятельно
сть

3940
Просветит
ельская
деятельно
сть
Просветит
ельская
деятельно
сть
Исследова
тельская и
поисковая

4142

Заполнение картотеки. Инвентаризация

2

Заполнение картотеки, Инвентаризация

2

Работа
с Наблюдение
историческими
источниками;
Наблюдение
оформление
документации
Наблюдение

Заполнение картотеки. Инвентаризация

2

Заполнение картотеки, подбор материалов

2

Наблюдение

Урок мужества, посвящённый снятию блокады 2
Ленинграда (с привлечением краеведческого
материала) 9-10 классы
Урок мужества, посвященный освобождению
Освенцима (с привлечением краеведческого
материала) 9-10 классы
Урок мужества, посвящённый Сталинградской 2
битве (Здесь Победа начинала свой путь) 9-10
классы
Урок
мужества,
посвящённый
воинам 2
интернационалистам (на школьном материале)
(11 класс)

4344

Музейный урок. 18 февраля – 170 летие открытия
Эрмитажа в Петербурге (9 классы)

4552

Работа над проектами. Оформление. Защита.

2

4

4

Устный журнал

Творческая
работа

Устный журнал

Творческая
работа

Оформление
экспозиции,
устный журнал

Творческая
работа

Поисковая
деятельность;
Виртуальная
экскурсия
Проведение
исследовния,
оформление
результатов

Наблюдение

Творческая
работа

14

деятельно
сть
Просветит
ельская
деятельно
сть
Просветит
ельская
деятельно
сть
Просветит
ельская
деятельно
сть
Просветит
ельская
деятельно
сть
Просветит
ельская
деятельно
сть
и
оформлен
ие
экспозици
и
Работа с
фондами

5354

Урок мужества, посвящённый освобождению 2
узников Бухенвальда.

Устный журнал

5556

Экскурсия, посвященная международному дню 2
памятных и исторических мест

Экскурсия
вечному огню

5758

Урок мужества. Летопись войны

2

Экскурсия

Наблюдение

5960

Урок мужества. Письма из прошлого.

2

Устный журнал

Наблюдение

6162

Музейный
урок,
посвящённый
истории
пионерского движения (на основе материалов из
школьных фондов)

Устный журнал

Наблюдение

6364

Работа с картотекой Инвентаризация

2

2

Работа
документами

Творческая
работа
к Творческая
работа

с Наблюдение

15

Работа с
фондами
Организац
ионная
работа

6566
6778

Работа с картотекой Инвентаризация

2

Подведение итогов. Оформление отчётной 2
выставки.
Составление плана работы на
следующий год

Работа
документами
беседа

с Наблюдение

Оцифровка материалов. Публикация на сайте
Подбор и разработка методических материалов
Консультации по выполнению исследовательских
работ и проектов
Оформление сопровождающих выставок и
экспозиции
Содержание учебного плана
Раздел 1. Организационная работа и методическая работам (8 часов)
Введение. Что такое музей? Инструктаж по технике безопасности и культуре поведения в музее.
Теория: Происхождение музея. Типы и профили музеев.
Раздел 2. Просветительская работа и экскурсии (28 часов)
Теория: Обзорные экскурсии для юных музеологов.
Практика: Подбор материалов для экспозиции «Выпускники», «Учителя», Дополнение экспозиции «Выпускники»,
«Учителя», пополнение страниц сайта «Виртуальный музей», Отбор материалов для экспозиции, посвященной Дню
рождения комсомола. Отбор материалов для экспозиции, посвященной Дню неизвестного солдата. Отбор материалов
для экспозиции «День воинской славы». Отбор материалов для экспозиции «Сталинградская битва».
Промежуточная аттестация: Оформление экспозиции.
Раздел 3. Работа с фондами школьного музея (20 часов)
Теория: Основные направления деятельности школьного музея. Подбор материалов для экспозиции «Выпускники»,
«Учителя».
Практика: Дополнение экспозиции «Выпускники», «Учителя», пополнение страниц сайта «Виртуальный музей».
Работа с картотекой. Инвентаризация.
16

Промежуточная аттестация: Разработка заданий онлайн- викторины по истории школы. Проверка ответов онлайн
викторины, посвящённой Дню рождению школы. Подведение итогов.
Раздел 4. Поисковая и исследовательская работа (12 часов)
Теория: Обсуждение плана работы музея. Выбор темы проекта.
Практика: Консультации по проектам. Оформление работ.
Итоговая аттестация: Работа над проектами. Оформление. Защита.
Планируемые результаты освоения учащимися программы
Будут сформированы личностные качества:
- осознание своей причастности к судьбе школы;
- уважение к историческому наследию, культуре, традициям школы;
- устойчивые нравственные и культурные ориентиры;
- творческий подход к оформлению результатов музейной деятельности;
- коммуникативные умения и навыки;
- музейная культура.
Предметные результаты:
1. История:
- Знание ключевых событий и личностей, связанных с историей школы и региона.
- Умение анализировать исторические источники и артефакты.
2. Культура:
- Осознание значимости культурного наследия.
- Понимание различных культурных традиций и обычаев.
3. Искусство:
- Развитие навыков в области художественного оформления экспозиций.
- Умение работать с различными материалами и техниками (создание выставок и экспозиций).
4. Наука:
- Понимание основ музейной работы, включая консервацию и хранение экспонатов.
- Знание о природных и научных явлениях, представленных в музее.
17

Метапредметные результаты:
1. Коммуникативные навыки:
- Умение работать в команде, взаимодействовать с различными участниками проекта (учениками, учителями,
родителями).
- Развитие навыков публичных выступлений при проведении экскурсий и презентаций.
2. Критическое мышление:
- Способность анализировать информацию, оценивать источники и делать выводы на основе собранных данных.
- Умение формулировать и обосновывать свои мнения.
3. Исследовательские навыки:
- Проведение исследований по выбранной теме, сбор информации из различных источников.
- Умение планировать и организовывать исследовательскую деятельность.
4. Проектная деятельность:
- Навыки планирования и реализации проектов (например, создание выставок, мероприятий).
- Оценка результатов своей деятельности и внесение необходимых изменений.
5. Ценности и социализация:
- Осознание значимости сохранения культурного наследия.
- Формирование гражданской позиции через участие в общественной жизни школы и района.
Прогнозируемые результаты.
В результате реализации программы обучающиеся будут знать:
- приёмы систематизации, обобщения и хранения материалов школьного музея;
- будут владеть информацией об исторических фактах, людях, событиях,
- технологию сбора и систематизации исторических и других материалов с целью пополнения экспозиций музея,
составления сообщений и разработки экскурсий;
- последовательность работы по оформлению экспозиций, фотовыставок в рамках школьного музея;
- методику организации и проведения культурно-массовых мероприятий школьного музея;
- требования, предъявляемые к экскурсоводу при проведении экскурсии;
- основные принципы подготовки и проведения экскурсий в школьном музее;
18

- методику работы над содержанием экскурсии (формулировка темы, цели составления тематического плана,
структуры экскурсии, систему выводов и обобщений);
- знать методы и приёмы проведения экскурсии (метод показа, сравнения, беседы, цитирования, составление
вопросника и так далее);
В результате реализации программы, обучающиеся будут уметь:
- систематизировать, обобщать и хранить материалы, связанные с тематикой школьного музея;
- осуществлять поисковую работу по сбору материалов по тематике музея;
- использовать собранный материал для составления сообщений, докладов, разработки экскурсий, пополнения
экспозиций музея, проведения учебно-воспитательных и культурно-массовых мероприятий;
- оформлять экспозиции, фотовыставки, создавать презентации для проведения экскурсий и других мероприятий на
базе школьного музея;
– участвовать в организации и проведении учебно-воспитательных и культурно-массовых мероприятий школьного
музея;
- уметь оформлять документацию и материалы музея с использованием информационно-коммуникационные
технологии;
- создавать презентации, информационные справки.

19

Календарный учебный график
№ Основные характеристики образовательного
п/п
процесса
1
Количество учебных недель
2
Количество учебных дней

34
68

3

Количество часов в неделю

4

Количество часов

68

5
6
7
8

Недель в 1 полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Выходные праздничные дни, связанные с
государственными праздниками

16
18
01 сентября
4 ноября,
1,2,3,4,5,6,7,8 января,
23 февраля,
8 марта,
1-2 мая, 9 мая

9

Окончание учебного года

31 мая

2

Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Помещение для проведения занятий – учебный кабинет. Помещение должно быть сухое, с естественным доступом
воздуха, легко проветриваемое, с достаточным освещением. В учебном кабинете наличие ученических парт и стульев.
20

Оборудование. Интерактивная доска, столы, стулья, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и
учебных материалов.
Технические средства обучения. Компьютер, мультимедийный проектор, принтер, сканер, копир.
Учебно-наглядные пособия: демонстрационный материал, выход в сеть Интернет.
Информационное обеспечение
Тематическая литература по обучению, электронные ресурсы: презентации по обучению.
Кадровое обеспечение
Программу может реализовать педагог дополнительного образования, имеющий педагогическое образование,
повышение квалификации по профилю «Педагог дополнительного образования».
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесные (устное изложение, беседа, рассказ);
- наглядные (показ иллюстрационных материалов, работа по образцу);
- практические (выполнение упражнений и заданий).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративные – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивные – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковые – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательские – самостоятельная творческая работа обучающихся;
- воспитательные – убеждение, поощрение, мотивация, упражнение.

Педагогические технологии
Технологии группового
обучения,
индивидуального
обучения,
коллективного
дифференцированного обучения, проблемного обучения, дистанционного обучения.

взаимообучения,

21

Формы аттестации/контроля
Для определения результативности образовательной деятельности используются следующие виды контроля на
протяжении всего срока обучения. Входящий-определение начального уровня знаний, умений и навыков обучающихся,
текущий, в течение всего учебного года и итоговый.
Входящий контроль осуществляется в начале обучения, имеет своей целью выявить исходный уровень подготовки
обучающихся. Осуществляется в ходе первых занятий с помощью наблюдения педагога за работой обучающихся.
Текущий контроль проводится в течение года. Цель текущего контроля – определить степень и скорость усвоения
каждым ребенком материала и скорректировать программу обучения, если это требуется. Критерий текущего контроля –
степень усвоения обучающимися содержания конкретного занятия. На каждом занятии педагог наблюдает и фиксирует:
- детей легко справившихся с содержанием занятия;
- детей отстающих в темпе или выполняющих задания с ошибками, недочетами;
- детей совсем не справившихся с содержанием занятия.
Итоговый контроль проводится в конце каждого блока обучения. Во время итогового контроля определяется
фактическое состояние уровня знаний, умений, навыков ребенка, степень освоения материала по каждому изученному
разделу и всей программе объединения.
Формы подведения итогов обучения:
Выполнение творческой работы. Защита

22

Список литературы для педагога
1. Базарова Э. Л. « Музей - пространство творчества» /сб. "Ключ к успеху" № 18. Авторские программы педагогов
дополнительного образования Восточного округа. Москва 2007.
2. Вельганенко Т.М. Организация работы музея образовательного учреждения. Краснодар, 2001.
3. Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание истории в школе №2, 2003 г.
4. Дригота В.В. Подвижные музеи наглядных пособий в прошлом и настоящем /Начальная школа №4, 2015 г.
5. Малявко И. В. Технология обучения школьников старших классов опыту самостоятельной творческой деятельности
путем особой организации научно-исследовательской работы в музее // Образовательная деятельность художественного
музея. Вып.VI.СПб.,2000.
6. Митрахович С.В. «Моя малая Родина» /ж. "Дополнительныеобразовательные программы" № 5(17) 2011 г.
7. Музейное дело России / Под ред. М. Е. Каулен. М., 2003.
8. Музейная педагогика / Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в краеведческом музее. - М., 2001.
9. Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики: Учеб.-метод. пособие/Т.Н.
Панкратова, Т.В. Чумалова. - М.: Владос, 2000.
10. Сабитова Н.И. Советы экскурсоводу. В помощь руководителям кружков, секций по экскурсионно-краеведческой
деятельности/Н.И. Сабитова. – Тюмень: МУ ТМСДЦ, 2003.
11. Поляков Т. П. Мифология музейного проектирования (или Как делать музей?).М.,2003.
12. Узбекова С. С. Школьный музей в системе патриотического воспитания: [информационно-коммуникативная и
проектная деятельность подростков] // Воспитание школьников. – 2011. - № 1. – С. 44 – 48.
13. Шляхтина Л.М., Фокин СВ. Основы музейного дела: Учебное пособие для студентов педагогических и гуманитарных
вузов. — СПб., 2000.

23

Список литературы для родителей
1. Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А.В. Леонтович // Завуч. – 2001. - №1. – С.102105.
2. Масленникова, А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся» / А.В.
Масленникова // Практика административной работы в школе. – 2004. - №5. - С. 51-60.
3. Савенков А.И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике / А.И.
Савенков // Практика административной работы в школе. – 2004. - №5. - С. 61-66.
4. Школьный реферат: каким он должен быть?. Методические рекомендации для учителя. Департамент образования
Владимирской области. Владимирский институт усовершенствования учителей. Лабораторий педагогических
исследований. Владимир, 1998 г.
Список литературы для обучающихся
1. Емельянова Э. Л. Расскажите детям о музеях и выставках Москвы / Э. Л. Емельянова — «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2009.
2. Нургалиева, М. Проекты Детского музея – забавные и обучающие / М. Нургалиева // Музей. – 2010. - № 9. – С. 32-35.
3. Хабаров, В. В. «Живая история», или Лето в музее / В. В. Хабаров // Народное образование. – 2010. - № 3. – С. 249-252.
4. Фролова, И. Н. Детский музей в школе / И. Н. Фролова // Музей и общество. Проблемы взаимодействия. – М., 2001. –
С. 172-180.

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».